Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

23.06.2020
-----

Долгое время считалось, что изделия из лака стали у нас в России делать в XVIII веке. Архивные документы говорят о лаковом кабинете дворца в Петергофе, изготовленном русскими мастерами Иваном Тихоновым, Иваном Поляковым, сотоварищами. С ними договор подписывал архитектор Браунштейн 26 июня 1720 года, а по прошествии двух лет, 8 июня 1722 года, они расписались в казначейской книге в получение денег за работу. Откуда же взялось мастерство у этих людей, чтобы выполнить заказ Петра I? Лаковые панно китайской работы в Россию были привезены из Китая, где это искусство насчитывает тысячелетия. Если бы искусство работы по лаку началось в XVIII веке, такого мастерства не достигли бы простые крестьяне. Значит, у них были учителя, была школа, уходящая своими традициями далеко в прошлое. Изделия из лака – вещи хрупкие, трудно сохраняемые, и до нас не дошли более ранние работы по лаку. А мастеров прошлого попросту не знали, или не интересовались.
Палешане до революции писали иконы, их называли «богомазами». Знать и даже царь покупали эти иконы, но не представляли, где они созданы и кем. И произошло одно неприятное для царского правительства событие, переполошившее весь двор и всю знать Петербурга. В 1813 году к правительству с письмом обратился немецкий поэт и мыслитель Вольфганг Гёте: «В городе Суздаль, некогда главном городе губернии, а теперь принадлежащем к губернии Владимирской, изготавливаются как в самом городе, так и в деревнях окрестного уезда те изображения, которые могут быть вызваны не столько предметом русского богослужения, сколько внешним побуждением к нему.
Нельзя ли узнать, как давно подобное заведение находиться в данной местности? Существуют ли еще греческие иконы, которые при работе служат образцами?
Отличаются ли между суздальцами выдающиеся художники? Все ли производится там в старописном, священном стиле или изготовляются там и иные предметы, на современный лад?
Для любителей искусства весьма поучительно узнать, как вплоть до наших дней целая отрасль искусства, с древнейших времен перешедшая из Византии, сохраняется неизменно благодаря постоянной преемственности».
Это письмо застало Русский дворец врасплох. Никто ничего не знал о промысле. Не нашлось даже специалиста, который бы мог ответить на эти вопросы. Правительство поручило роль искусствоведа владимирскому генерал-губернатору, поскольку в его губернии водились «злополучные» мастера, чья слава дошла даже до Германии. А талантливым мастерам Палеха жилось туго. За огромный труд, за долгую кропотливую работу платили жалкие гроши, которых едва хватало на пропитание семье. К тому же стала появляться дешевая и безвкусная продукция целых фабрик по производству икон. Все это убивало промысел в Палехе. В 1901 году А.П. Чехов писал: «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить». После революции судьбой Палеха заинтересовался Ленин, предложив оказать помощь народным художникам. Их тому времени оставалось 5-6 человек. Но новой России иконы были не нужны. Палешанам пришлось перестраиваться.
Первые же шкатулки палешан возвестили о появлении нового, оригинального искусства. Шкатулки известных мастеров стали музейной редкостью и находятся в Третьяковской галерее.

Статья из книги «Мадонны Земли русской», Елена Тончу

http://tonchu.org/…/rossiya---zhensk…/madonny-zemli-russkoy/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения