Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

12.05.2020
-----

Лисянская Анна Григорьевна родилась в 1917 году в Николаеве (Украина). Отец Анны, Г.Я. Лисянский, был руководителем Николаевского еврейского театра. Здесь же играли её мать, Софья Дышлис, и тётя, Дора Лисянская.
В возрасте шести лет Анна начала выходить на сцену еврейского театра. Первыми её работами были роли в инсценировках по Шолом-Алейхему. Спектакли, которые проходили на сцене Николаевского еврейского театра, посещала местная публика, о постановках восторженно писали газеты. Так, пресса в скором времени отметила появление новой актрисы Лисянской, обратив внимание на её органичность и непосредственность.
В 1932 году Анна поступила в театральную студию при Киевском театре юного зрителя. После её окончания в 1936 году вернулась домой, два сезона проработала в Николаевском театре юного зрителя. Спустя два года была приглашена в труппу Киевского ТЮЗа. На сцене театра Анна сыграла Джульетту в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», Юлиньку в «Доходном месте» А.Н. Островского, Елену в «месяце в деревне» И.С. Тургенева и др.
В Киевском театре юного зрителя Лисянская познакомилась со сценаристом И.А. Савченко. В фильме по написанному им сценарию в 1941 году состоялся кинодебют Анны. Она исполнила главную роль Насти в фильме режиссёра Г.З. Гричер-Чериковера «Годы молодые». Анной Лисянской сыграны роли: в революционной драме «Как закалялась сталь» (Христина), военном фильме «Радуга» (Малючиха), историческом фильме «Дни и ночи» (Аня Клименко), Киноповести «Это было в Донбассе» (заключенная Маруся), мелодраме «Сельская учительница» (Дуня Острогова), драме «великая сила» (Евдокия Милягина). Успех актрисе принесла роль Акульки в картине «Старинный водевиль».
В 1949 году Анна Лисянская стала актрисой Ленинградского Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Здесь она играла самые разные роли: служанок, купчих, баронесс, героинь классических произведений и современности. Так, с большим успехом она сыграла роль Марии в экранизации Я.Б. Фридом Шекспировской «Двенадцатой ночи».
Помимо театра Лисянская много работала на радио и телевидении. Она снялась в оперетте И.О. Дунаевского «женихи», сыграв невесту Аграфену Саввишну. В этой работе проявилась её особая грация, пластичность, музыкальность. С 1967 года Анна Григорьевна начала выступать на сцене Театра музыкальной комедии. Так в течение года она совмещала работу в двух театрах, пока не остановила свой выбор на театре Музкомедии.
Фильмография Анны Лисянской включает следующие картины: «Большая семья» (1954 г.), «Овод» (1955 г.), «Весенние хлопоты» (1964 г.), «Достояние республики» (1971 г.), «Помни имя своё» (1974 г.), «Трое в лодке не считая собаки» (1979 г.) и др.
В последующие годы в творчестве актрисы вновь стали появляться еврейские персонажи. В театре «Эксперимент» она подготовила моноспектакль «Одесская свадьба» по М. Жванецкому. В 1989 году Лисянская исполнила роль тёти Песи «Искусство жить в Одессе», год спустя – мадам Вайнер в картине режиссёра А.Е. Зельдовича «Закат» по произведению И.Э. Бабеля, а в 1991 году – мать большого еврейского семейства в картине Д.Х. Астрахана «Изыди!».
В 1993 году Анна Григорьевна переехала в Израиль к родственникам, где и прошли её последние годы. В декабре 1999 года Анна Лисянская умерла.

Глава из книги «Анна. Имена женщин России», автор Е.А. Тончу

http://tonchu.org/…/rossiya---…/anna-imena-zhenschin-rossii/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения