Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

13.11.2020
-----

В 1795 г. в Петербурге на французском языке было выпущено капитальное исследование с пространным названием: «Рассуждения о древностях России; по поводу древней мифологии, языческих ритуалов, священных празднеств, игр, прорицателей, старинной музыки, народных музыкальных инструментов, обычаев, обрядов, одежды, сельских развлечений, браков, похорон, национального гостеприимства, еды и проч. у русских в сравнении с теми же предметами у древних народов, в частности, у греков».
Несмотря на солидную его толщину, это была всего лишь часть хранящегося в Британском музее весьма обширного научного труда, из которого были выбраны для публикации только первые пять глав, представлявших для автора наибольший интерес.
Принадлежала эта рукопись происходившему из древнего шотландского рода члену лондонского и эдинбургского Королевских обществ М. Гартри (Mattew A. Guthrie, 1743 – 1807). Известно, что он обучался медицине в Эдинбургском университете, но во время Русско-турецкой войны (1768 –1774) неожиданно прервал свою учебу и отправился в Россию в надежде незамедлительно оказаться в Крыму. Именно там, в Причерноморье, изобиловавшем памятниками античности, наиболее ярко и проявился его интерес к изучению древностей.
В Петербурге Гартри окажется в 1778 г. Здесь же, вплоть до собственной кончины, он и прослужит главным врачом Кадетских корпусов.
Сам император Павел I высоко оценивал его профессиональную деятельность и в 1797 г. присвоил ему чин статского советника с потомственным дворянством и дополнительным ежегодным жалованьем в 500 рублей.
В столице Гартри был известен также и как собиратель всевозможных российских древностей, и как коллекционер произведений искусства. Не случайно в опубликованной им книге, среди прочего, находим и исполненные в технике резцовой гравюры иллюстрации русских народных музыкальных инструментов и незамысловатых предметов крестьянского быта, созданных на основе натурных рисунков самого Гартри. Те из них, что хранятся в той же рукописи Британского музея, исполнены тушью и черной акварелью и характеризуют автора как добротного
рисовальщика, увлеченного изучением русской народной культуры. Первые десять адресованы самым распространенным в России музыкальным инструментам («рожок, дудка, жалейка, свирелька, волынка, балалайка, гудок, гусли, ложки»).
За ними последует еще ряд рисунков, иллюстрирующих не менее типичные для каждого русского селения предметы повседневного обихода, в том числе счеты, лапти, а также два деревянных атрибута весьма популярной игры в бабки.
Рисунки с античных памятников Крыма находим вклеенными прямо в текст все той же рукописи Гартри. Само их происхождение напрямую связано с десятилетней его исследовательской деятельностью (1768 –1778) уже в Северном Причерноморье.
Именно тогда он занялся формированием собственной петербургской коллекции, включившей в себя многочисленные образцы античной пластики и еще более обширное собрание античных монет самого различного достоинства.
Столь же глубокое увлечение историей и древностями Крыма не прошло даром и позволило Гартри подготовить к выпуску в 1802 г. очередную монографию под названием «Путешествие, совершенное в 1795 – 1796 гг. по Тавриде, или Крыму, древнему королевству Босфор, некогда Республике Херсон Таврический, и по всем остальным странам на северном берегу Эвксина, присоединенным к России согласно Кайнарджийскому и Ясскому мирному договору». В этом капитальном сочинении, наглядно характеризующем эпоху Просвещения в целом, совсем недавно отошедший к России полуостров рассматривался с самых различных сторон. Хотя в действительности все его текстовые разделы представляли собой подборку писем, якобы
отравленных находящейся на излечении в том же Крыму его супругой-француженкой М. Гартри (Maria Guthrie? – 1796/1800). Как известно, именно она одно время занимала в Петербурге пост директрисы Императорского совета института благородных девиц. Именно для этого издания и предназначались специально переправленные в Лондон собственноручные рисунки Мэтью Гартри с некоторых предметов, происходящих непосредственно из его же собственной петербургской коллекции. Там они и были награвированы местными мастерами У. Куком (W. Cooke) и С . Н илом (S. Neele), что дало возможность фактически впервые привлечь внимание англичан к крымским антикам.
Следует особо подчеркнуть, что именно Гатри одним из первых российских британцев оценил особую историческую и художественную значимость нумизматических памятников юга России. Отнюдь не случайно их детальное изучение позволит ему выстроить общую хронологию царствования боспорских царей. Предпринятая публикация Гартри всех этих изображений вполне отвечала все более увеличивающемуся интересу британцев к вновь обнаруженным древностям и Северного Причерноморья. Так, еще в 1786 г. на страницах «Джентельмен магазин» была помещена гравюра, иллюстрирующая внешений вид одной византийской монеты, только что найденной как раз на Крымском полуострове.

Отрывок из книги «Россия в английской графике. Европейская, азиатская и американская части в царствование Екатерины II и Павла I (1762-1801 гг.)», автор В.М. Чекмарёв.
http://tonchu.org/shop/istoriya-rossii/rossiya-v-angliyskoy-grafike-evropeyskaya-aziatska/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения