Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

08.08.2019
+++++

25 декабря 1899 года в Петербурге в Александровском парке по инициативе принца Александра Петровича Ольденбургского состоялось торжественное открытие Народного дома, предназначенного для активизации деятельности Петербургского общества охранения народного здравия и попечительства о народной трезвости. Народные дома в дореволюционной России – это общедоступные культурно-просветительские учреждения, в которых объединялись все формы образовательной и досуговой деятельности. Главная задача народных домов состояла в борьбе с неграмотностью, в обеспечении населению возможности культурного проведения свободного от работы времени. В них размещались библиотеки с читальными залами, театральные и лекционные залы, воскресные школы, вечерние классы для взрослых, чайные, книготорговые лавки. Большинство народных домов до 1914 года были государственными. Однако появлялись и народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями, в Петербурге: Народный дом-читальня им. Нобеля на Лесном проспекте (1901), Лиговский народный дом им. С. В. Паниной (1903). Предшественниками народных домов в России были общедоступные библиотеки-читальни. В России первый народный дом возник в 1882 году в городе Томске. В 1890-е годы учреждение народных домов становится повсеместным.
В 1905–1917 гг. строительство народных домов получило официальную поддержку городских властей с целью отвлечь рабочую молодежь от нарастающего революционного движения, приобщая к художественному творчеству (кружки хорового пения, танцев, спортивные занятия и т.п.), противодействуя тем самым и массовому пьянству. К концу 1900-го года были построены и открыты народные дома в Тамбове, Нижнем Новгороде, Харькове, Киеве, Одессе.
Появление Народного дома в Санкт-Петербурге связано с деятельностью А.П. Ольденбургского в качестве попечителя Петербургского Общества охранения народного здравия и попечительства о народной трезвости. Как председатель Комитета попечительства принц выступил инициатором создания Народного дома в Петербурге и его устроителем. С присущим ему энтузиазмом он приступил к осуществлению этой идеи. Получив высочайшее одобрение, Александр Петрович обратился в министерство финансов с просьбой передать в его ведение оставшиеся без применения здания Нижегородской выставки (арх. А.Н. Померанцев), чтобы приспособить их для сооружения Народного дома в Санкт-Петербурге.
Эти здания после их реконструкции архитектором Г.И. Люцедарским были установлены в Александровском парке на Петербургской стороне. Основу сооружения составил художественный павильон Всероссийской выставки. Его фасад с широкой гранитной лестницей был украшен высокой аркой над входом и причудливой лепкой. Крышу венчал стеклянный купол с нарисованной внутри картой мира. Центральный зал комплекса получил название Железного из-за открытых металлических конструкций, являвшихся не только несущими элементами сооружения, но и декоративными деталями его интерьера. Слева от него располагался театральный зал на полторы тысячи мест с партером, ложами, балконом и хорами.
25 (12) декабря 1900 года состоялось торжественное освящение здания Народного дома, получившего название «Заведение для народных развлечений императора Николая II» и ставшего самым большим народным домом в России. Кроме уже названных больших залов, в нем имелись библиотека-читальня, классы хорового пения и народных инструментов, обсерватория, гимнастический зал, столовые и амбулатория для алкоголиков.
Главным режиссером театров попечительства, в том числе и театра Народного дома Николая II, был назначен Алексей Яковлевич Алексеев-Яковлев (1850–1939). Известный деятель балаганного искусства, организатор гуляний, постановщик красочных феерий и живых картин, он сочинял сценарии, изобретал фантастические эффекты, разрабатывал и развертывал невиданные доселе по декоративности и масштабу массовые эпизоды.
Для всех театров Попечительства существовали общие труппы: драматическая, оперная и небольшая балетная. В нее входили и актеры, игравшие только в театрах попечительства, и некоторые артисты других частных театров. Директором театров попечительства, заведующим их театральной частью был Николай Федорович Сазонов (1843–1902). К этому времени он стал уже широко известным актером императорских театров, режиссером любительских великосветских спектаклей, спектаклей в клубах, на сценах народных домов.

***
Отрывок из книги "Ольденбургские: неугасимая свеча добра и милосердия" Э.А. Анненковой http://tonchu.org/…/oldenburgskie-neugasimaya-svecha-dobra…/

Народный Дом Николая II
Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения