Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

04.10.2019
-----

Согласно русскому поверью, солнце также олицетворялось в женском образе. При повороте на лето, в декабре месяце считалось, что оно наряжается в праздничный сарафан и кокошник и едет в теплые страны, а 24 июня на Иванов день — солнце выезжает на встречу к своему супругу месяцу. Этот день считается днем бракосочетания Солнца с Месяцем. С первых морозных дней солнце и месяц расходятся в противоположные стороны и до самой весны не встречаются. Долгожданная встреча происходит весной. Эти встречи не похожи одна на другую. Они бывают ясные, солнечные, а случается, что сопровождаются туманами, дождями.
Издавна каравай является символом плодородия. Его приготовление было связано с комплексом обрядов, длившихся несколько дней. Свадебный каравай в одной местности символизировал жениха и невесту, в другой солнце и месяц. Мифологическим символам соответствует символика каравая. Фигурки из теста в виде коровы и быка объясняют связь названия каравая и коровы.
Согласно славянским преданиям у Солнца и Месяца родились дети — звезды. Слушая колядки, представляешь Месяц — домовладыкою, Солнце — его женой, Звезды - их детьми. В народных сказках Царь-Солнце владеет двенадцатью царствами.
С представлениями света и солнца сочеталась идея красоты, «красный» первоначально означало: светлый, яркий, блестящий, огненный. Пре-красный, красовитушко — приветствие любимому человеку. Сугревушка — ласкательно называли женщину. О девушках пелось в песне:

«Убиралася, наряжалася,
До церкви пришла - як зоря зiйшла,
В церковь вiйшла та-й засiяла».

Слово «светлый» обозначалось — чистый, совмещал в себе понятие небесного сияния и святости. (Пре-чистая Дева). Религиозный обряд очищения состоял в прыгании через зажженные костры, в окуривании и омовении ключевой водой. Со светлым и белым славяне отождествляли все живое на земле. Белый цвет означал святость, чистоту, невинность, являлся божественным светом. Голубой, синий цвет — цвет Царицы небесной, материнский цвет. Зеленый — триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну.
Вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром происходила между богами света и тьмы, тепла и холода, жизни и смерти. День и ночь представлялись древним народом высшими, бессмертными существами. В русских преданиях говорится, что впервые Солнце явилось из пазухи божьей. Ежедневно утром Солнце как бы рождается из тьмы и наоборот — вечером скрывается на западе, оно попадает во власть Морены, богини ночи и смерти.
Согласно древним мифам у ночи было несколько мужей. Последний был из светлых богов (асов) — бог Дневного рассвета, полумрака, предшествующего дню. У них родился сын День — прекрасный и светлый.
Верховный владыка призвал к себе ночь и ее сына, дал им каждому по колеснице и повелел поочередно объезжать земли. Согласно другому мифу День и Ночь олицетворялись как брат и сестра. В понятии древнего человека солнце ассоциировалось с огненным колесом, кольцом, щитом. Колесо — старинное обозначение коло - обозначает круг (около, вокруг). Хороводные песни тоже назывались круговыми. Удивительно, но колесо служит метафорою для серьги: «под лесом-лесом (волосами) колеса с повесом». Символом солнца являются оба слова и «колесо» и «кольцо».
Небо, видимое очами смертного, представляется огромным блестящим куполом, обнимающим собою и воды и сушу, круглою прозрачною чашею, опрокинутою на землю. Потому обыкновенно оно называется небесным сводом. В Беовульфе употреблено выражение «шатер неба» — himinskautr; лат. Coelum и франц. Ciel, указывают на свод или кров земли. Отсюда сама собой возникла мысль о небе, как о священном храме, где живут светлые боги и высокая кровля которого сведена чудесным куполом. В старинной рукописи сказано: «небо круговидно каморою». Равным образом славянской мир первоначально означало мир семейный, тишину домашнего жилища, а вселенная намекает на водворение семьи у домашнего очага, под родным кровом. По народному воззрению, небо — терем божий, а звезды — очи взирающие оттуда ангелов; эпическая поэзия воспользовалась этими данными и дает прекрасное изображение космоса теремом, а небесных светил — обитающего там семью.

Чудо в тереме показалося,
На небе солнце — в тереме солнце,
На небе месяц — в тереме месяц,
На небе звезды — в тереме звезды,
На небе зоря — в тереме зоря
И вся красота поднебесная».

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения