Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

12.08.2019
-----

Летописи часто сообщают о роскошных приемах иностранных послов, грандиозных пирах по случаю военных побед, именин великих князей, народных празднеств и т.п. Особенно пышно отмечались ратные подвиги. В 996 году киевский князь Владимир Святославич (980–1015) одержал победу над печенегами. По этому поводу было устроено грандиозное восьмидневное всенародное торжество, для которого было сварено 300 бочек меду. Возвратясь в Киев, князь дал новый пир и в течение нескольких недель угощал своих людей – от бояр до рядовых дружинников.
Традиция делить княжескую трапезу с дружиной закрепилась на Руси как обязательная, потому что совместное участие в пире скрепляло дружбу князя с воинами, а в тех условиях взаимная симпатия была необходима для будущих побед. В народе «варить пиво белое и пиво черное да брагу» было принято из овсяного солода, разварного и заквашенного пшена или ржаной муки с добавлением малины и других ягод. По свидетельствам летописцев, такая брага выходила «густа, сладима, сусляна и пьяна», причем и варили, и пили веселящие напитки чаще всего «всем миром» и «по случаю». Варили на тризны – для «забвения усопших», на праздники – в честь святых покровителей, варили в дни торжеств общих и дней заветных, то бишь установленных сельской общиной по случаю преодоления пожаров, падежей скота, повальных «нахожих болезней» и прочих напастей. Простые люди могли также пить дома, в кругу семьи, на братчинах или в общественных питейных заведениях – вольных корчмах. Корчмой первоначально называлось место, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой. Во многих местностях они были центром общественной жизни, где решались все важнейшие вопросы. При этом вольные корчмы функционировали сезонно – осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, и зимой. Во многих местах корчмарь избирался населением на строго определенный срок. Есть свидетельства о том, что органы самоуправления общины, как сказали бы теперь, осуществляли жесткий контроль за соблюдением правил пития: они следили за качеством напитков мерой их потребления, характером и стилем общения за столом. По традиции подростки и женщины практически не участвовали в застолье. Корчма была разновидностью мужского клуба. Нормой считались умеренность, умение веселиться так, чтобы не омрачать праздник ни себе, ни другим. Поэтому умение пить очень высоко ценилось на Руси, что нашло отражение в поговорках и пословицах: «Пьян да умен – два угодья в нем», «Пей, да дело разумей», «Пей, да ума не пропей», «Пьет пиво да мед – ничто его неймет». И в княжеских палатах, и в домах простых людей мед, пиво и другие хмельные напитки были не пременным атрибутом русского гостеприимства. Уже в «Поучении» Владимира Мономаха (1053– 1125) предписывалось всякому князю держать двери своего дома широко открытыми, а гостя чтить «брашном и питием». При этом он одним из первых выступил в роли пропагандиста здорового, как мы бы теперь сказали, образа жизни: он предупреждал, что особо следует остерегаться «лжи, пьянства и блуда: в этих пороках и душа, и тело погибают». Манеры поведения за столом также были строго регламентированы и настолько прочно закрепились в общественном сознании, что многие из них практически без изменений прошли через сотни лет и дожили до настоящего времени. Иностранцы с давних времен отмечали особую манеру русских пить спиртное не прерываясь. В былинах святорусские богатыри выпивают без остановки огромные чаши, которые им подносит князь, и тем доказывают свою готовность к ратным подвигам.

***
Отрывок из книги "Московская особенная" ИД ТОНЧУ http://tonchu.org/…/moskva-raznaya-…/moskovskaya-osobennaya/

Пиры на Руси
Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения