Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

09.10.2020
-----

В русской деревне игрушки для малыша мастерили сами родители, если у них была к тому склонность, или сельские умельцы. В народе такие игрушки ласково называли «потешками» или «щепотным товаром». Делали потешки из дерева, глины, тряпок, соломы. Над колыбелью ребенка вешали яркие погремушки, трещетки или амулет – зуб волка. В памяти крестьян еще хранились старые поверья, что шум, свист или волчий зуб способны отогнать от ребенка злых духов.
Игрушек у крестьянского пацана или девчушки было немного: игрушечная повозка, борона, соха, деревянный конь на подставке с колесиками. У девочек – куклы. Иногда отец мастерил мальцу простенький лук со стрелами или самострел, чтобы было с чем идти на охоту или на войну. Для подвижных игр нужны были мячи или шары – где их взять? Поэтому любимейшей игрой деревенских ребятишек была игра в лапту.
Дети в русских деревнях, как и повсюду в мире, играли во взрослую жизнь понарошку. Строили из прутьев и травы шалаши в укромном месте, чтобы никто не мешал.
Устраивали в своем игрушечном доме все, как в настоящий избе: горницу, сени, печь. Во дворе возводили сараи, хлев для скота. Мальчики как бы уходили «на взрослую работу»: косить, пахать, охотиться, а девочки оставались дома стряпать, прясть, нянчить детей. Нередко все роли перепоручались куклам.
Детский стихийный кукольный театр имитировал практически все события взрослой жизни, праздники и обряды. Особо любили свадьбы. На игру «в свадьбу» девочки приходили со своими куклами. Кукольную невесту сватали кукольные сват и сваха. Ни один обряд, ни одна примета в этих свадьбах не забывались. Девочки пели свадебные песни. Потом был кукольный пир. Его героев, жениха и невесту, как «взаправду» затем оставляли вместе.
С куклами для девочек было связано много поверий, они передавались по наследству, их берегли. Выйдя замуж, молодая жена, а нередко ей было 13-15 лет, приносила в дом свои любимые куклы. Свекор строго запрещал кому-либо к ним прикасаться или подшучивать над невесткой. В этом не только дань уважения к жене сына, но и старинная вера. Ведь, по преданиям, кукла была магической защитницей женщины от бесплодия. Вот почему так заботятся о своих куклах героини наших сказок и просят у них помощи в беде. Иногда в русских деревнях делали куклы из пучка соломы, нарядив его в ленты и платья. Порой поступали еще проще. Брали полено, наворачивали на него тряпицы, на настоящую одежду – юбку, кофту, платок. Шили куклы из тряпок, но у них не было ни глаз, ни рта, только окрашенное мелом пятно вместо лица. Считалось, что подобная безликая, безглазая, белолицая кукла не сможет причинить вреда. Такое отношение к кукле бытовало у многих европейских народов, не только у славян. Но со временем под влиянием городской, «барской» игрушки на селе стали расписывать лики кукол, подражая игрушкам богатых господ.
Петра Первого можно считать «отцом» мягкой игрушки в России. Он выписал из Голландии мастериц, которые шили кукол из ткани, чтобы те обучили этому ремеслу служительниц Хотьковского монастыря под Москвой.
Появлялись и другие места, где изготавливали игрушки. Например, Сергиев Посад, выросший у стен знаменитого на всю Русь монастыря, основанного Сергием Радонежским, славился своей резьбой по дереву еще в XV – XVI веках. Сохранилась легенда, что первые детские игрушки из дерева резал сам преподобный отец Сергий и раздаривал их детворе.
После войны 1812 года очень популярны стали солдаты русской армии, гусары, куклы, изображающие горожан. Затем в игрушечной военной технике совершился настоящий переворот: в Германии, Нюрнберге, стали делать оловянных солдатиков. С середины XIX века уже и русские мастера начали отливать из олова фигурки, мало чем отличающиеся от западных настольных пехотинцев и кавалеристов. Городская фабричная игрушка стала стремительно дешеветь, превращаясь в товар, доступный широкому потребителю.
Хороши механические и музыкальные игрушки того времени. Кукольники мастерили фигурки «франтов» и «барышень», которые могли кланяться, согласно принятому этикету. Иногда это была целая свадьба с озером, по которому плавали белоснежные лебеди. В движение игрушки приводил пружинный механизм с ключом.
На севере России самобытным центром народной игрушки стал Каргополь. Каргопольские гончары лепили различные затейливые фигурки: солдатиков, лошадок, свистульки, всяких зверушек. Порой мастер давал волю фантазии, и в его руках рождался сказочный персонаж, например человек-конь. Вроде бы это и кентавр, но одет он как жених – в ярко-красную рубашку, а на голове его красуется соломенная шляпа.
Статья из книги «Мадонны земли русской», Елена Тончу, 2008 г.
http://tonchu.org/shop/rossiya---zhenskaya-sudba/madonny-zemli-russkoy/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения