Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

05.09.2019
-----

Принцесса Евгения Максимилиановна, как и ее супруг, включилась в интенсивную общественную и благотворительную деятельность. Она возглавляла Императорское общество поощрения художеств, была президентом Императорского минералогического общества, попечителем Императорского ботанического сада, учредителем художественных школ, конкурсов, выставок, почетным председателем Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию и проч. Евгения Максимилиановна поддерживала своего супруга во всех его общественных делах и начинаниях, а во время его отсутствия курировала подопечные ему учреждения: Императорское училище правоведения, Институт экспериментальной медицины, Приют принца П.Г. Ольденбургского, Женское училище (институт) принцессы Терезы Ольденбургской и др. 
В 1883 году за плодотворную благотворительную и общественную деятельность в течение 15 лет принцесса Е.М. Ольденбургская была отмечена Мариинским знаком отличия «За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения». Этот знак учредил Николай I в 1828 году после смерти матери – вдовствующей императрицы Марии Федоровны, прославившей свое имя обширной благотворительной деятельностью в важнейших сферах народной жизни – просвещении и образовании, медицине, призрении сирот, больных, немощных, престарелых. Мариинский Знак второй степени имел вид золотой медали с голубой финифтью, с буквой «М» вверху под короной, по кругу – золотой венок из дубовых и виноградных листьев, а в центре римская цифра, означающая годы службы.
Евгения Максимилиановна после смерти матери великой княгини Марии Николаевны в 1878 году по распоряжению императора сменила ее на посту председателя Общества поощрения художников (переименовано в 1880-х годах в Общество поощрения художеств). 
С 1870 года Общество располагалось в здании на Большой Морской улице, 38, которое перестроил архитектор М. Е. Месмахер в 1877–1878 годах. В конце 1870-х годов была упразднена церковь, оборудованы выставочный зал, помещения для Рисовальной школы и для первого в России Художественно-промышленного музея. С 1882 года Общество получило статус Императорского и стало называться «Общество поощрения художеств». С 1897 года начала работать художественно-ремесленная мастерская, имевшая несколько подразделений: декоративно-малярное, декоративно-лепное и декоративно-печатное. 
В начале 1890-х годов по проекту архитектора И.С. Китнера надстроили двухсветный зал со световым фонарем. Во время последней перестройки на здании над окнами третьего этажа выложили мозаикой название «Императорское общество поощрения художеств. 1820–1890». Надпись сохранилась до наших дней. А вот скульптурное изображение аллегорической фигуры «Торжествующий гений», выполненное по эскизу Китнера, утрачено. Залы Общества были расширены, и их освещенность улучшена.
Основанное в 1820 году по инициативе и на средства трех частных лиц: статс-секретаря П.А. Кикина, князя И.А. Гагарина и подполковника А.И. Дмитриева, оно существовало до революции 1917 года. Цель его заключалась в пропаганде отечественного изобразительного искусства через устройство художественных выставок, издание литографированных альбомов. На средства, полученные от этих мероприятий и от продажи картин, Общество помогало талантливым художникам получать образование как в России, так и за границей. Были учреждены три золотые медали, которые присуждались каждые три года. Выпускники, награжденные золотыми медалями, получали возможность продолжать образование за границей за счет Общества. Благодаря этой финансовой поддержке изучали художественный опыт европейских художников братья К.П. и А.П. Брюлловы, П.Г. и Н.Г Чернецовы, П.К. Клодт, Т.Г. Шевченко, И.Н. Крамской. 
Общество поощрения художеств являлось одним из центров художественной жизни Петербурга. В его залах проводились выставки художников-передвижников, «мирискусников», а в 1880 году состоялась выставка одной картины, положившая начало такой своеобразной форме знакомства с выдающимися произведениями живописи. Этой единственной картиной, потрясшей высоким мастерством ее автора и специалистов и любителей изобразительного искусства, ставшей сенсацией в художественном мире, был шедевр А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
При Обществе поощрения художеств была также открыта Рисовальная школа для обучения талантливых молодых людей из народа. К концу ХIХ века в работе Рисовальной школы возникло новое направление – художественно-промышленное. Издавались журналы: «Искусство и художественная промышленность», «Художественные сокровища России», «Зодчий».
По инициативе секретаря Общества писателя Д.В. Григоровича удалось осуществить важное дело – создать Художественно-промышленный музей. Это событие в художественной жизни России широко освещалось в прессе, в частности в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Знаменательным моментом в деятельности Общества поощрения художеств стало утверждение весной 1906 года К.Н. Рериха на должность директора Рисовальной школы по рекомендации принцессы Е.М. Ольденбургской, несмотря на противодействие директора Музея Общества М.П. Боткина и вице-президента Академии художеств гр. И.И. Толстого, поддерживавших прежнего директора школы Е.А. Сабанеева. Евгения Максимилиановна высоко ценила неординарность и глубокую философичность живописи Рериха. Она приобретала его картины, которые составили жемчужину картинной галереи дворца в ее имении Рамонь. Ценя художника как мастера, принцесса уважала его и как личность. Она хотела представить Рериха к званию камергера Его Императорского Величества. Однако он решительно отказался от этого намерения Евгении Максимилиановны и, по его словам, желал остаться в памяти потомков не камергером, а художником. Рерих возглавлял Рисовальную школу с 1906 по 1918 год. Вместе с семьей он поселился в здании Общества на Большой Морской улице, 38, в квартире на втором этаже. В 1918 году Рерих с семьей покинул Россию, уехав сначала в Англию, а затем в США и Индию.

***
Отрывок статьи из книги "Ольденбургские: неугасимая свеча добра и милосердия" http://tonchu.org/…/oldenburgskie-neugasimaya-svecha-dobra…/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения