Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

10.09.2019
-----

Древнейшими символами русского народного миро­воззрения и его космоустремленности являются мифо­логические птицы русского фольклора: Гамаюн, Алко­ност, Сирин, Феникс, Жар-птица и Стратим-птица. Наиболее древний и смыслообразующий образ Гамаюна — птицы вещей с человеческим (женским) лицом. Название-имя образовано от общеславянских слов «гом» («гам», ср. «шум-гам»), «гомон». Раньше так и пи­салось — Гомоюн («гомоюн», по Владимиру Далю — это «заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный чело­век» или же напротив — непоседа, живчик, крикун, хло­потун). Исходя из перечисленных смыслов Гамаюн-птица — значит, вещунья, говорунья, глашатай, вестник древ­них языческих Богов, хранительница тайн прошлого, на­стоящего и будущего Земли, Мира и Вселенной.
Алконост и Сирин — две райские птицы с женскими лицами — излюбленные образы русского народа. Их изо­бражение можно встретить и на древних украшениях, и на лубочных картинках, и в резьбе по дереву, и в твор­честве многих русских художников и поэтов. Имена Ал­коноста (птица радости) и Сирина (птица печали) тол­кователи обычно возводят к византийским источникам и древнегреческим образам: образ Алконоста проистека­ет якобы из мифа об Алкионе, превращенной Богами в зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендар­ным сиренам, зачаровавшим своим пением еще Одис­сея.
Однако и трактовка генезиса имени Алконоста, и трак­товка образа Сирина нуждается в значительных уточне­ниях. Говоря об Алконосте, уместнее всего вспомнить миф об Алкионе — самом могучем из крылатых гиган­тов, рожденных Богиней земли Геей от капель крови Бога неба Урана. Как и Антей, он черпал свою бессмерт­ную силу от Матери-Земли, и так же, как и Антея, его хитростью победил Геракл: оторвал исполина от родной земли.
«Сирин» — вообще русское слово, означающее сову, филина и особый вид длиннохвостой совы, похожей на ястреба и ведущей как ночной, так и дневной образ жизни. Сова — одна из священных птиц, почитавшаяся индоевропейскими и другими евразийскими народами как птица мудрости. Именно в такой ипостаси выступает сова как спутница и атрибут Афины-Миневры. Среди знаменитых томских петроглифов (писаниц) самым запоминающимся является тотемное изображение совы. Вообще тотемический культ совы или человекосовы был широко распространен в Древнем мире и по всей северной Евразии.
Не менее древний образ русской и мировой мифологии, впитавший в себя черты древнегреческих, византийских и более древних восточных сказаний — египетских, финикийских, ассирийских – Финист Ясный Сокол. Античные авторы — от Геродота до Овидия — называли родиной Феникса Египет, где существовал культ «Огненной» птицы. Живет она много сотен лет, но перед смертью сжигает себя в гнезде. И здесь же из пепла рождается новый Феникс — символ космогонического вечного возвращения.
Подтверждением древнейшей общности корней, свя­зующих русскую народную и переднеазиатско-средиземноморскую культуру, служит популярная сказка «Перыш­ко Финиста Ясна Сокола». Герой сказки — добрый мо­лодец-оборотень — объединяет в себе два исходных на­чала: солнечного (ясного) сокола и птицу Феникс, к которой в конечном счете восходит имя Финист. Оно связано со Средиземноморьем и непосредственно через названия страны Финикии и народа финикийцев.
Древние представления о Фениксе не ограничиваются легендами, известными еще Геродоту. Литература донесла до нас образ космического Феникса, летящего впереди Солнца и охраняющего людей от его испепеляющих лучей. Об этом говорится в старославян­ских «Книге тайн Еноха» и «Апокалипсисе Варуха», вос­ходящих к несохранившимся греческим апокрифам. Вот как описывает космического Феникса книга о Варухе: «Впереди Солнца летит птица величиною как девять гор — крылья ее от востока до запада. Птица эта — хра­нительница мира, она распростирает свои крылья и засло­няет огненные лучи Солнца. Если бы она не заслоняла со­лнечных лучей, то ни род человеческий и никакая тварь не могла бы стерпеть солнечного пламени; Бог повелел этой птице служить всей Вселенной до скончания века. На пра­вом крыле этой птицы находится огромная золотая над­пись такого содержания: “ни земля меня родила, ни небо, но родил меня престол отца”. Имя этой птице — Феникс... На рассвете раздается звук, подобный грому: это ангелы отворяют 365 врат, и отделяется свет от тьмы. Тогда Феникс, став в Океан-море, куда камень идет три года, возглашает: “Светодавче, пошли свет твой миру. Тогда про­буждаются петухи на земле и поют...”. (Соколов М. И. «Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе».)
Тесная связь Феникса с петухами обнаруживается и в китайской ми­фологии. Если верить древним летописцам, «спереди Феникс напоминает лебедя, со спины он похож на еди­норога... У него шея змеи, хвост рыбы; окраска дракона, туловище черепахи, подбородок ласточки, петушиный клюв».

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения