Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

12.09.2019
-----

Сталинская Москва – это словосочетание вызывает совершенно противоречивые ассоциации. Грандиозная архитектура эпохи индустриальных и научных свершений, триумфальных побед и политических репрессий не нравится многим своей массивностью и засильем в городе, вторжением в устоявшуюся среду и уничтожением уютных московских двориков. Но заметен также и колоссальный интерес к Сталинской эпохе, судя по обилию изданий, посвященных ей, стремлению имитировать ее стиль, включая и архитектурный.
Период спорный, отношение к нему носит неустоявшийся характер. Название архитектурного стиля, сопряженного с этим временем, тоже еще не утвердилось.
В литературе можно найти определения: «сталинская эклектика», «советский классицизм», «послевоенный сталинский ампир». После смерти вождя это направление стали уклончиво называть «архитектурой излишеств». Сомнения не вызывает то, что для периода 1930–1950-х годов, пришедшего на смену конструктивизму, были характерны эклектика и использование художественных принципов разных эпох и народов, а также избыток советской символики.
Однако наличие симметрии и ордерной системы позволяет отнести довоенные годы к еще одному витку классицизма или неоклассицизма в истории человечества, а послевоенный период с его бравурной победной тематикой соответственно – к ампиру. Стиль этот формировали не новички в архитектуре, а талантливые мастера – Алексей Викторович Щусев, Иван Владиславович Жолтовский, Александр Иванович Таманян, Алексей Николаевич Душкин, Каро Семенович Алабян, Дмитрий Николаевич Чечулин, Аркадий Григорьевич Мордвинов, Лев Владимирович Руднев и многие другие. Именно они создали общенациональное направление в архитектуре, которое сумело впитать в себя лучшие московские строительные традиции, а также обычаи народностей, живущих на территории Советского Союза, и распространили его
на другие города страны.
Ввиду крупномасштабного строительства предвоенной поры в Москву перебрались видные зодчие из Ленинграда, Киева, ряда советских республик, после войны многие из них участвовали в восстановлении Великого Новгорода, Воронежа, Сталинграда, Великих Лук, Севастополя – именно они возводили гиганты советской промышленности, а также театры, правительственные и жилые здания в городах Сибири и Дальнего Востока.
В наше время Сталинская эпоха находит отражение в кино, изобразительном и прикладном искусстве, в моде и рекламе. Возможно, именно Москва с весьма заметным присутствием сталинской архитектуры поможет осознать причины этого увлечения. Не следует забывать, что появление классицизма в истории культуры, а особенно ампира связано со стремлением к устойчивости через сильную власть. Так, можно вспомнить недолговременное появление неоклассицизма в Москве после революции 1905 года, который сменил неустойчивые формы модерна.
Современные московские строительные компании не только обращаются к стилистике классицизма, но и рекламируют его, предлагая на рынке свои здания в терминах Сталинской эпохи. Это – «Восьмая высотка » на Соколе, «Ближняя дача» и многие другие.
Заметное проявление неоклассических традиций ощущается во внушительных офисных зданиях, которые выстраивают концепцию сильной державы посредством мощных колонн, четко обозначенных карнизов и портиков. Причем тенденции, заложенные в 1930-е годы, проявляются и сейчас.

О. Зиновьева. Символы Сталинской Москвы. http://tonchu.org/s…/arkhitektura/simvoly-stalinskoy-moskvy/

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения