Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

27.09.2019
-----

На Руси особо популярны были сказки о Жар-птице — название, указывающие на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: жар — каленые уголья в печи, жары — знойная пора лета. Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом, глаза светят как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение. Жар-птица есть такое же воплощение бога грозы, как свет-ясен сокол, которому сказка дает цветные перышки и способность превращаться в доброго молодца, или орел — разноситель перунов. Она питается золоты­ми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие и по значению своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплют­ся перлы, т. е. вместе с торжественными звуками грома рассыпаются блестящие искры молний. Раскаты грома и вой бури уподоблялись говору и пению, и на этом основании все олицет­ворения грозовых туч фантазия наделила словом и вещим да­ром; потому и баснословная птица Перунова получила название птицы-говоруньи. Из того же источника возникло сказание о Со­ловье-разбойнике, гнездящемся на высоких дубах, дети которо­го оборачиваются черными воронами с железными носами. Не должно, однако, забывать, что в мифических представле­ниях нельзя искать строго определенного отношения между со­зданным фантазией образом и исключительно одним каким-ли­бо явлением природы; представления эти родились из метафо­рических уподоблений, а каждая метафора могла иметь разно­образные применения. Птица — метательница молниеносных стрел являлась в то же время и птицею-вихрем и птицею-обла­ком; олицетворяя в себе пламя грозы, она вместе с тем могла служить эмблемою и восходящего солнца. Древний человек проводил аналогию между дневным рассветом и весенней грозою. Как грозовое пламя истребляет темные тучи и возжи­гает потушенный ими светильник солнца, так зарево утреня зари гонит мрак ночи и выводит за собой ясное солнце: подобно златокрылой, блистающей птице, возносится оно на небеси свод и озаряет своими лучами широкую землю.
Один из самых популярных образов в русской мифо­логии — Жар-птица— не просто волшебное сказочное существо, но олицетворение огненно-свето­вой стихии. Жар-птица не водится где попало и не сидит в кустах за забором. Изредка при­летает она из-за синя моря и, как правило, быстро воз­вращается назад, в чудесную страну, где жизнь течет по отличным от земных законов. Местонахождение той стра­ны — тоже закодировано в устойчивых сказочных обра­зах и понятиях. Слово «жар» в имени чудесной птицы выступает в своем первоначальном смысле – «сияние», «горение».
Представленные мифологические персонажи так или иначе отображают древнейшие пласты человеческой предыстории, когда Птица занимала главенствующее положение в иерархии природных и космических сил. Ее символом, сохранившим первоначальную смысловую насыщенность вплоть до наших дней, выступает не только Яйцо, но и Перо – необременительный спутник человеческой жизни. Нет такого этноса – даже в самом глухом и Богом забытом уголке земли, - где бы перо считалось зряшным отбросом и не было бы окружено множеством легенд и поверий. В разных культурах Перо символизировало Воздух, Ветер, Свет, Высоту, Полет, Легкость, Сухость, Пустоту и в конечном счете замыкалось на такие узловые понятия как Творец Вселенной, Слово, Истина. Перья являются непременным атрибутом головных уборов.
Нередко в сказках птица-ветер или птица-облако, несущая на своих крыльях сказочного героя, называется орлом, вороном или соколом (коршуном). Сокол, Орел, Ворон сватаются в сказках за прекрасных царевен, похищают их и уносят в свои далекие края; сверх того, чтобы помочь царевичу, Орел подымает бурю, Ворон приносит целеющей, а Сокол живой воды, и таким образом, оживляют убитого царевича.
В мифических сказаниях, и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов и смертных. Ранний прилет ласточки предвещает счастливый, урожай­ный год. В Малороссии дети ходят в начале марта по домам, славят ярь и зсленачку и носят с собою деревянную ласточку или испеченных из хлеба жаворонков; тот же обычай носить деревянную ласточку соблюдается и болгарами. Не менее важ­ная роль принадлежит в народных преданиях и поверьях ку­кушке. У древних индусов она была посвящена Индре, у гер­манцев — Тору; у греков в образе этой птицы являлся Зевс; у славян, по свидетельству старинной польской хроники, чество­вание кукушки связывалось с культом богини Живы. Божест­ву Живе было устроено капище на горе, названной по ее имени Живец, где в первые дни мая благоговейно сходился многочис­ленный народ испрашивать от той, которую почитал источни­ком жизни, долговременного и благополучного здравия. Осо­бенно же приносились ей жертвы теми, которые слышали пер­вое пение кукушки, предвозвестившее им столько лет жизни, сколько раз повторился ее голос. Думали, то высочайший вла­дыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни; поэтому убиение кукушки вменялось в пре­ступление и преследовалось от правителей уголовным наказанием.

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения