Региональное общественное движение
социальной поддержки и
культурного развития

Матери Отчизны

Присылайте нам статьи для обсуждения в диспут-гостиную по адресу: rod_mama@mail.ru

29.08.2019
-----

Так что же такое милосердие и доброта? Как писал известный русский писатель Ю.В. Бондарев: «Добро пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а, не разъединяя людей». Доброта, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Еще в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжал в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова Л.Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
Готовность бескорыстно помогать людям, деятельное сострадание – это и есть милосердие. Это умение понять и принять, это способность любить вопреки всему. Это не просто внезапно случившееся подаяние, а воспитанная с детства потребность быть неравнодушным. Это помогать, чтобы научиться помогать себе самому. Быть добрым и милосердным – это трудная и кропотливая работа над собой.
История милосердия уходит своими корнями в раннюю эпоху развития общества. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Проявлением высокой нравственности и духовности явилась милосердная деятельность добродетельных и благочестивых людей разных сословий, рангов и званий, чье не только материальное положение, но и мощные душевные порывы позволяли им личным участием способствовать облегчению участи бедствующих, больных и сирот. На протяжении многих веков милосердному служению посвящали свою жизнь добросердечные, благородные люди, готовые прийти на помощь, заботящиеся о благе обездоленных и страждущих, бедных и неимущих. Это и царствующие особы и члены императорских семей, это и золотое сословие купечества и дворянства, это и состоятельные граждане, это и простой люд среди рабочих и крестьянства. Особенно яркую страницу в истории милосердия представляет собой движение общинных сестер милосердия, возникшее в середине XIX века в России.
Сестры милосердия, участвовавшие в Крымской войне, самоотверженным трудом и безупречным поведением заслужили всеобщее уважение и признательность. Н.И. Пирогов дал высокую оценку трудолюбию, самоотверженности и большому нравственному влиянию, которые оказывали сестры милосердия на воинов. Сестры милосердия, однажды приняв решение вступить в члены общин, брали на себя тяжелый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Вся жизнь сестер милосердия была в нескончаемом труде и заботах. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения, но никто из них не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.
Доброта одного человека слаба, помноженная на миллионы, она приобретает огромную силу. Иллюстрацией этой мысли является деятельность Российского общества Красного Креста. Эта организация оказывала помощь не только во время войн, а также пострадавшим от стихийных бедствий: землетрясений, неурожаев, эпидемий.
После Октябрьской революции гуманные традиции милосердия были продолжены Пролетарским Красным Крестом, сыгравшем большую роль в деле организации медицинской службы и становлении системы здравоохранения в молодой республике. Особенно больших масштабов достигла деятельность Красного Креста во время Великой Отечественной войны, которая стала суровым испытанием для советского народа. Тогда с особой силой проявились гуманизм и милосердие. На полях сражений помогали раненым свыше 800 тыс. медицинских сестер и сандружиниц. Примеров милосердного труда людей на благо нуждающихся в российской истории множество.
Сегодня милосердие – это помощь нуждающимся в разнообразных формах. Это и призрение осиротевших детей, и опека над инвалидами и престарелыми, помощь многодетным семьям и др.
Отрадно заметить, что в России образуются новые и воссоздаются исторические российские общества милосердия, где молодые люди помогают одиноким старикам и инвалидам, где помощь нуждающимся является не повинностью, а потребностью души. Традиции милосердия имеют огромное воспитательное значение, потому что способствует формированию в людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, делает их настоящими гражданами отечества.
Во все времена традиции проявления сочувствия, сопереживания, сострадания, доброты, любви, человечности, отзывчивости являлись духовным богатством народа; чем богаче эти традиции, тем духовно богаче народ, тем сильнее Россия. В традициях сконцентрирована духовно-нравственная основа народа. Наибольшая ценность для общества – семейные гуманистические традиции, как драгоценности духа, золотой фонд нашего духовно-нравственного наследия. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники живой воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобны этим родникам, они укрепляют и животворят семью. Семья – это огромная мастерская, в которой переплетается все – настоящее и прошлое, радость и любовь, творчество и созидание, готовность откликнуться на чужую беду, протянуть руку помощи, поддержать добрым словом. Сегодня наша задача – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи. Ведь благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем семейного тепла, которое начинается с формирования самого главного качества, создающего это тепло – с доброты и милосердия, с конкретных и ежедневных их проявлений в жизни детей и взрослых. Известно, что маленькие дети всегда нравственно чисты и невинны, они еще не загрязнены влиянием общества. И только в силах семьи воспитать, развить и укрепить благородные традиции милосердия, посеять зерна добра в душу каждого ребенка. Как здесь не вспомнить слова известного литературоведа и общественного деятеля Д.С. Лихачева: «Самая большая цель в жизни – это увеличивать добро в окружающем нас мире».

Оставьте комментарий
Имя*:
Подписаться на комментарии (впишите e-mail):

Выберите правильный ответ
Сколько будет 2+2



* — Поля, обязательные для заполнения